Так считает начальник ГКУ президента Владимир Путин
Похоже, скандал вокруг незаконной передачи Россией
Армении военной техники в 1994-1996 годах вступил в свою завершающую стадию. “Ни президент, ни правительство России не принимали решений, разрешающих поставки оружия в Армению” — такой текст заключения Главного контрольного управления при президенте был распространен вчера президентской пресс-службой. Естественно, прессе досталась только часть информации по результатам проверки ГКУ. Факты (в том числе, как сообщил Ъ начальник ГКУ Владимир Путин, имена инициаторов незаконных операций) переданы в Генпрокуратуру.
Не удовлетворившись выдержками пресс-службы президента из отчета контрольного управления по поводу скандала, будоражащего российских, армянских и азербайджанских политиков вот уже больше двух месяцев, “Коммерсантъ-Daily” решил обратиться к начальнику ГКУ Владимиру Путину.
— Владимир Владимирович, по сообщению президентской пресс-службы, ГКУ выявило, что “часть поставок в Армению осуществлялась в нарушение порядка”. Получается, что в 1993-1996 годах были и законные поставки вооружения Армении?
— Конечно нет. Это некоторая неточность в распространенной информации. Осенью 1993 года президент издал указ о запрещении каких-либо поставок в район азербайджано-армянского конфликта. Указ действует.
— А когда ваше ведомство заинтересовалось поставками в Армению?
— Мы занялись проверкой деятельности Министерства обороны по указанию Бориса Ельцина еще 20 июня прошлого года. В ноябре мы подготовили документы. Тогда, кстати, впервые выяснилось, что имел место факт поставок оружия
Армении. А не так давно руководитель администрации дал поручение провести дополнительную проверку. Мы ее провели и отчет направили в пятницу. Валентин Юмашев, может быть, в субботу его передал. Насколько мне известно, Ельцин дал поручение Генпрокуратуре разобраться.
— Вы выяснили, кто конкретно в России причастен к незаконным поставкам?
— Да. Есть фамилии.
— Вы можете их назвать?
— Пока не хотел бы этого делать — до окончания расследования Генпрокуратуры и Главной военной прокуратуры.
— Но все это сотрудники российского военного ведомства?
— Да.
— Экс-министр обороны Павел Грачев — его фамилия есть в ваших материалах?
— Нет. В ходе проведенной нами проверки мы не нашли документов, которые свидетельствовали бы о том, что Грачев давал прямые указания, распоряжения на этот счет.
— Первым из представителей российского руководства на тему оружейного скандала в середине февраля нынешнего года заговорил министр по делам сотрудничества с СНГ Аман Тулеев.
— Да. Это была наша информация. Кстати, данные главы комитета Госдумы по обороне Льва Рохлина насчет поставок оружия и техники
Армении — тоже наша информация.
— По утверждению Рохлина, общая стоимость поставок в
Армению превысила $1 млрд.
— Вот насчет этого я пока поручиться не могу. Мы не сидели с калькулятором.
Итак, отчет ГКУ (хотя его содержание известно лишь частично) можно считать очередной вехой в продолжающемся скандале. Россия продемонстрировала, что ее следственные органы не сидят без дела. Более того, объявлено, что найдены конкретные виновники незаконных поставок. Объявлено наконец, что Борис Ельцин и Виктор Черномырдин тут ни при чем.
Впрочем, премьера и президента в причастности к незаконной сделке с
Арменией никто и не обвинял. О том, что Борис Ельцин и Виктор Черномырдин не имеют никакого отношения к поставкам вооружения Еревану, сразу же заявил министр по делам СНГ Аман Тулеев. Он первым из российского руководства, еще 14 февраля, выступил на тему о передаче оружия Армении. Тогда Тулеев утверждал, что в 1994-1996 годах Россия передала Армении несколько танков Т-72 и БМП на общую сумму 271 млрд рублей. Тулеева возмутило именно то, что оружие направлялось без ведома президента и премьера, в этом он усмотрел “незаконный характер этих поставок”.
А ровно через месяц министр обороны Игорь Родионов признался в том, что поставки действительно были и что “по факту проводит расследование Главная военная прокуратура”. Позже, 28 марта, на саммите глав СНГ в Москве по этому вопросу высказался и Борис Ельцин. Он заявил, что стороны (Армения, Россия и Азербайджан) договорились не обсуждать эту тему до окончания расследования с российской стороны.
Однако мораторий был нарушен. Возмутителем спокойствия стал глава комитета по обороне Лев Рохлин. Генерал решил не дожидаться конца расследования и 2 апреля на закрытом заседании обнародовал новые сведения. Общая стоимость переданного
Армении составила, по сообщению Рохлина, более $1 млрд.
Продолжали раздаваться обвинения и со стороны официального Баку. Хотя тоже не в адрес российского президента и премьера. 4 апреля на пресс-конференции в Москве посол Азербайджана в России Рамиз Ризаев заявил, что убежден в том, что поставки оружия осуществлялись без ведома высшего российского руководства. По словам посла, “главными виновниками в этой истории являются бывшие министр обороны России Павел Грачев, начальник Генштаба Михаил Колесников и командующий группой российских войск в Закавказье Федор Реут”.
А в прошлую пятницу по этому поводу решила официально высказаться Госдума. Депутаты призвали Ельцина “принять исчерпывающие меры по недопущению фактов нарушения законности при поставках техники и вооружения в другие страны”.
Теперь, видимо, остается ждать, пока Борис Ельцин решит обнародовать не только информацию о том, что он сам непричастен к незаконным поставкам оружия, но и имена тех, кто к ним причастен.
МАКСИМ Ъ-ЖУКОВ