На берегу Аракса

2767

Пока члены Ливанского фонда «Арцах» и ливанские предприниматели армянского происхождения все подходили к Араксу, умывались или просто подолгу смотрели на стремительное и беспорядочное течение вод, руководитель хора Закар Кешишян сел прямо на берегу реки и стал играть на своей волшебной свирели. Члены правления фонда «Арцах» и группа бизнесменов прибыли на освобожденные территории не только для того, чтобы увидеть Аракс вблизи, что само по себе причина достаточно веская, но и инвестировать в освобожденную ценой крови армян землю, чтобы она ожила и процветала. Ни в одном другом месте армяне не могут подойти к Араксу так близко, как на освобожденных территориях: армяно-турецкая и армяно-иранская границы, по которым течет Аракс, вышками и колючей проволокой напоминают о прошедшей «холодной» войне.

Группа ливанских армян–бизнесменов и членов фонда «Арцах» августовским утром 2009 года направилась из Степанакерта в Бердзор, оттуда, по течению реки Акари – к Араксу, сделав по пути несколько остановок.

К группе присоединилась представитель фонда «Туфенкян» в Армении Маро Матосян, депутат карабахского парламента Армен Саркисян, министр энергетики Ливана Ален Табурян, мэр Бурдж Хамуда Андраник Мсрлян и бизнесмен Степан Тер-Петросян с женой и дочерью.

В нашу чудесную группу вошли также бизнесмены Ваче Дегирмеджян, Ваан Гасарджян, Петрос Сапунджян, Назарет Гарагашян, Бюзанд Геворкян с сыном Вигеном, Масис Александрян из фонда «Арцах» с дочерью Марал, и Шогик Конджян. К нам присоединились также бизнес-координатор фонда «Туфенкян» Эдик Григорян, начальник отдела заселения Кашатагской райадминистрации Роберт Матевосян, а также Закар Кешишян с супругой.

По территории Кашатагского района проходят три из четырех связующих Армению и Арцах сухопутных дорог. Горис-Бердзор-Степанакерт (основная и единственно благоустроенная магистраль), Горис-Кашуник (Кубатлу)-Гадрут-Степанакерт и Капан-Ковсакан (Зангелан)-Гадрут-Степанакерт.Четвертая дорога проходит через Карвачар (Кельбаджар) – Варденис-Зод-Карвачар-Дадиванк-Мартакерт.

В марте 2008 года фонд «Туфенкян» организовал в Бердзоре панармянскую конференцию, посвященную развитию Кашатага – с целью ознакомить потенциальных инвесторов с возможностями района и привлечь внимание к проблемам и задачам освобожденных территорий и стратегической важности района для Карабаха с точки зрения укрепления сухопутной связи между РА и НКР. Визит армянских предпринимателей из Ливана стал практическим откликом на конференцию.

Группа преследовала две цели: фонд «Арцах» просто осуществлял свою благотворительную работу – каждой семье с рождением третьего ребенка выдавали корову, а остальные предприниматели знакомились с инвестиционными возможностями района. В действительности оба эти дела происходили одновременно: некоторые предприниматели даже участвовали в распределении коров и выполняли нелегкую работу: прикрепляли специальным инструментом номера на уши животным. Самым искусным в этом деле оказался председатель фонда Мелкон Акопян, который накопил опыт в предыдущие годы.

«Что бы мы ни делали для Арцаха, все равно не достаточно. Мы должны помогать Арцаху, чего бы это нам ни стоило. Мы сражались за освобождение своих земель, а не захват чужих. Считаем, что мощь Арцаха напрямую зависит от численности его населения. И мы должны всячески поощрять прирост населения», – говорит Акопян. Его впечатлило достоинство людей, проживающих на освобожденных территориях. Они, конечно, рады помощи, но не производят впечатления людей, падких на подношения. «Наоборот, эти люди еще и угощали нас своим скудным обедом».

В 2009 году фонд «Арцах» получил более 150 заявок. Иногда церемония по прокалыванию коровьего уха превращалась в комедию. Бывало, корова начинала трясти головой и ушами, осложняя процедуру, а нередко заставляла побегать за собой сразу нескольких предпринимателей. Иногда животное покорно подчинялось.

После распределения трех коров в селах Акари и Гетамеч группа остановилась в Ишханадзоре, где фонд «Арцах» строит пункт по продаже автозапчастей и горючих материалов. Мы продолжили путь вдоль реки Акари, затем, перейдя реку через мост, двинулись в западном направлении в сторону Ковсакана, который раскинулся на берегу другой реки – Вохчи, опять же протекающей по Кашатагскому району. Армянские предприниматели из Ливана посетили городскую больницу, которая обслуживает жителей двух десятков деревень южной части Кашатагского района.

Из Ковсакана двинулись к берегу Аракса, туда, где  река Цав сливается с Араксом. После короткой передышки отправились в Мичнаван, где оставили еще пять коров. В заключение предприниматели сфотографировались – на добрую память.

Бюзанд Геворкян во время войны передал в дар армии Карабаха 12 тысяч пар армейских ботинок. Прошли годы, и вот он вместе с другими предпринимателями приехал в Кашатаг, чтобы вложить инвестиции. Он возвращается в Ливан с убежденностью, что к их инициативе присоединятся и другие армянские предприниматели. Патриотизм для жизни на освобожденных территорий, конечно, нужен, но ведь для людей нужно создать и достойные условия. «Жизнь поселенцев в Кашатагском районе должна быть благоустроена, да так, чтобы они и мысли не допускали об отъезде», – говорит Геворкян.

Начиная с мая 1992 года, когда армянским силам удалось открыть Лачинский гуманитарный коридор, Каро Байдарян часто бывал в Карабахе. Он вспоминает и сравнивает: за это время сделана колоссальная работа. Байдарян уверен:  предприниматели из Ливана непременно вложат инвестиции в освобожденные территории. «Инвестиционные риски есть в любой стране, но ведь наша цель – не получение прибыли, а помощь Кашатагу. Если люди в Кашатаге люди начнут жить лучше, то и население прибавится».

Люди в этих местах сталкиваются с массой проблем. Часть из них живет в лишениях, многие дети ложатся спать впроголодь, дороги плохие, а вокруг – одни развалины. Можно ехать долго-долго и не встретить ни машины, ни человека.

За время пребывания в Карабахе группа армянских предпринимателей из Ливана дважды встречалась с премьер-министром НКР Ара Арутюняном. От имени группы Бен Бчакчян сказал премьер-министру, что, помимо благотворительности, нужно вкладывать средства и в развитие Кашатагского района.

«Мы в Бейруте провели встречи примерно с сотней успешных предпринимателей, пытаясь привлечь их к решению проблем Кашатагского района. Эти люди понимают, что не стоит ожидать от инвестиций в Кашатаге больших дивидендов. Но наша деятельность должна быть последовательной и способствовать экономическому развитию Кашатага. Мы намерены серьезно взяться за дело. Если  удастся добиться результатов, будьте уверены, за нами последуют и предприниматели других колоний Диаспоры».

Кашатаг – поборники Ай Дата

Сотрудник госсекретариата США Луис О’Нил встретил свой день рожденья 4 февраля 2005 года в Кубатлинском районе, при исполнении наблюдательской миссии в Кашатаге. Группа ОБСЕ по сбору фактов ходила из дома в дом в расположенных вдоль рек Воротан и Акари населенных пунктах и спрашивала проживавших здесь людей, откуда они приехали, когда, почему и кто их привез.

В течение недели Группа по сбору фактов посетила десятки населенных пунктов, пытаясь уточнить, проводят ли Армения и Карабах государственную политику по заселению этих территорий, как утверждает Азербайджан.

В классическом смысле проживающих здесь людей можно назвать поборниками Ай Дата (Армянский суд), но на самом деле в эти края их закинули тяготы судьбы. Многие из них являются беженцами: в этих заброшенных и разрушенных населенных пунктах они искали приют и крышу над головой. Живут здесь и люди, дома которых были разрушены землетрясением. Кому-то просто не повезло в жизни. Кто-то готов покинуть эти места, если представится возможность найти более достойную жизнь в Армении, Карабахе или где-нибудь еще.

38-летнего Артура Баласаняна, потерявшего в Геташене дом, имущество и прошлое, руководитель миссии по сбору фактов Эмили Хабер встретила на главной улице Мичнавана (Минджеван). Артур, которому на вид лет 50, перебрался в Мичнаван в 1996 г. Здесь родились двое из четырех его детей. А до этого Артур вместе с больными родителями ютился в пансионате в Раздане, затем в Мегринском селе Нрнадзор (Нювади). Вряд ли Мичнаван станет для него последним пристанищем – если представится возможность, он уедет куда-нибудь – куда, не знает сам.

Последний день Группа по сбору фактов провела в Бердзоре (Лачин) и окрестных селах. Семья Аванесянов одной из первых обосновалась в Бердзоре. «Оставили дом в Мараге и бежали в чем были. Сначала поехали в Раздан, но жить там было невозможно. Собрались было ехать в Россию, но тут узнали, что есть возможность поселиться в Бердзоре»,- рассказал Валерий Аванесян.

Депортированная из Геташена Варсик Сараджян вместе с мужем и тремя детьми тоже обосновалась в Бердзоре. «Сначала поселились в Варденисе, но там было слишком холодно, и муж предложил переехать в Бердзор, где природа так похожа на нашу, геташенскую».

В марте 2005 года Миссия по сбору фактов представила рапорт Постоянному совету ОБСЕ. В нем говорилось, что переселение в целом носит ограниченный характер. Системного и организованного переселения не было, как и насильственного или вербованного. Миссия указала следующее число переселенцев: в Кельбаджарском районе – около 1500 человек, в Агдаме – 800-1000 человек, в Физули – не более 10, в Джебраиле – не более 100, в Зангелане – 700-1000, в Кубатлу – 1000-1500, в Лачинском районе – не более 8000. В отчете указано, что «на указанных территориях свидетельств прямого вмешательства властей Армении не зафиксировано», и «подавляющее большинство населения составляют беженцы из районов, находящихся под контролем Азербайджана, в частности, Шаумянского, Геташенского, а также из Сумгаита и Баку».

Отчет ОБСЕ подтвердил, что Ереван и Степанакерт не проводят политику заселения освобожденных территорий. Но было бы лучше, если б Армении, Карабаху или поборникам Ай дата в Диаспоре удалось заселить эти районы, тогда армянскую сторону реже пытались бы склонять к уступкам. Можно было бы переселить несколько сотен тысяч людей, потерявших дома в Советском Азербайджане, на территории бывшей НКАО и вокруг нее, и доказать мировой общественности, что «зона безопасности» является и обитаемой территорией. Но армянская сторона предпочла пустить в ход не очень понятное  для мировой общественности и не представляющее дипломатической ценности утверждение «Карабах никогда не был и не будет в составе независимого Азербайджана».

Власти Армении и Карабаха многократно заявляли о готовности к компромиссам, хотя о пределах уступок, о «красной линии» не говорилось. В октябре 1996 года первый президент Армении Левон Тер-Петросян на вопрос чешской журналистки Даны Мазеловой, «вы хотите присоединить Карабах к Армении», ответил: «Я не говорю, что нужно его присоединить, не говорю, что мы должны признать независимость Карабаха. Но некоторые по невежеству утверждают, что я «продаю» Карабах».

Спустя год Тер-Петросян в качестве переговорной базы принял, с оговорками, предложение Минской группы, согласно которому Азербайджану возвращались прилегающие к бывшей НКАО территории, за исключением Лачинского района.

Второй президент Армении Роберт Кочарян обозначил три «предела» взаимных уступок: Карабах не может находиться в составе Азербайджана, Армения и Карабах должны иметь общую сухопутную границу, Карабах должен получить международные гарантии безопасности. Кочарян, тоже, правда, с оговорками, счел приемлемыми официальные и неофициальные предложения Минской группы ОБСЕ, в которых четко значилось число подлежащих возврату территорий:  в обмен на статус Карабаха следовало возвратить все территории, за исключением Лачинского коридора.

Третий президент Серж Саркисян продолжает обсуждение унаследованных от Кочаряна так называемых Мадридских предложений с лидером Азербайджана Ильхамом Алиевым. Этот документ (вернее, обновленный вариант Мадридских принципов) предполагает промежуточный статус для Карабаха (окончательный статус должен быть установлен в неопределенном будущем посредством референдума или плебисцита), иными словами – международно узаконенный статус-кво, в обмен на который Азербайджан получает шесть или шесть с половиной районов, за исключением Лачинского коридора.

Даже если армяне и уступят шесть с половиной районов, Марине Григорян не станет в очередной раз искать пристанища. 10 лет назад они с мужем переехали в село Цицернаванк. Потеряв дом в Знаберде – последнем армянсом селе Нахиджевана – семья Григорянов в 1988 году обосновалась в Ехегнадзоре, затем перебралась в Кашатагский район. Марине родила семерых детей – пятерых мальчиков и двух девочек, и как многодетная мать получает от государства пособие.

«И земельный участок есть, и скотину держим. Растим детей как можем», – говорит щупленькая Марине, руки которой со вздувшимися венами свидетельствуют о тяжелом труде армянской женщины от рассвета до заката. Дом Григорянов находится рядом с церковью V-VI веков Цицернаванк. Ниже, в нескольких километрах по левому берегу реки, сохранились развалины дворца рода Мелик-Айказянов, которые в XVI веке правили в Кашатаге. Природа в этих краях просто изумительная – стремящиеся ввысь скалы словно вонзаются в небо.

Марине, ее муж, семеро детей и обосновавшиеся в Цицернакаванке другие армянские семьи, безусловно, достойны лучшей жизни. Завуч цицернакаванкской средней школы Джульетта Исаакян была в числе первых переселенцев в деревне. Они с семьей переехала сюда из Нор Аджна. Первые годы были просто ужасными.

«Этих благоустроенных домов, которые вы сейчас видите, раньше не было. В 1994 году, когда мы сюда приехали, вокруг были одни развалины, мы жили буквально на руинах. Все было разграблено, не было света, потому что провода тоже украли. Те, кто приехал сюда сразу после войны, – настоящие герои, потому что им пришлось начинать с нуля», – говорит заслуженный педагог.

Ованнес Тавакалян, тоже перебравшийся в Цицернакаванк из Нор Аджна, соглашается: «К чему человек сердцем прикипит, там тебе и рай. Верно говорят, «на Бога надейся, а сам не плошай». Когда я решил ехать сюда в 2001 году, понимал, что не на землю обетованную еду и придется работать до седьмого пота. Но очень важно внимание государства. Многие сейчас покидают эти места, особенно молодежь. За последние несколько лет из школ нашего и соседнего села Тандзут уехали 28 учеников».

Отрывок из книги ЗЕЛЕНОЕ и ЧЕРНОЕ; КАРАБАХСКИЙ ДНЕВНИК