Последний визит в Баку, убийство Валерия Григоряна в Степанакерте: июль-август, 1991г

2290

Отрывок из книги КАРАБАХСКИЙ ДНЕВНИК: ЗЕЛЕНОЕ и ЧЕРНОЕ

19 июля 1991 года в Степанакерте состоялось заседание облсовета Нагорного Карабаха. В работе заседания принимал участие Олег Есаян. «Обсуждался следующий вопрос: согласны ли мы принять предложение Баку и обеспечить участие Карабаха в президентских выборах Азербайджана. Отправиться в Баку на переговоры предложила Москва. Мы обсудили и отвергли предложение об участии в выборах, но приняли решение направить делегацию в Баку. Надо было как-то выиграть время. В обсуждении принимали участие Леонард Петросян, Георгий Петросян, я и многие другие. Об этом решении было известно и политическим лидерам Движения, в том числе, Сержу Саркисяну и Роберту Кочаряну. Было принято решение – направить в Баку делегацию, чтобы выиграть время и избежать радикальных действий. Я был не против отправки делегации, но войти в состав делегации отказался».

Представитель «Дашнакцутюн» Георгий Петросян однозначно выступал против предложения о переговорах с Баку. «Наша борьба в 1988 году началась во имя восстановления прав, подавленных в тоталитарном государстве. Движение явилось мирной борьбой за права. Но ответом стал Сумгаит. Вопрос права был переведен в плоскость межнационального противостояния. Вопрос нашего права не должен решаться в Баку. Мы сами должны определять свои права. Отправить делегацию в Баку значит, что мы согласны на вмешательство в нашу внутреннюю жизнь».

Борис Арушанян обратил внимание на сложившуюся ситуацию: «Поляничко вовсю терроризировал Карабах. Весной 1991 года состоялась операция «Кольцо», Азербайджан, при поддержке Москвы, пытался склонить Карабах на колени: депортируя армян из ряда районов, вынудить нас согласиться с анклавным статусом в составе Азербайджана. Часть нашей интеллигенции считала, что необходимо пойти на уступки ради того, чтобы сохранить остальное. Другая часть придерживалась крайних позиций, в том числе и я. Мы были убеждены, что уступки Азербайджану будут бесплодными. Была и третья группа, которая занимала срединную позицию. Они думали, как бы выиграть время. И вошли в состав делегации, отправившейся в Баку. Эти люди ни душой ни сердцем не желали быть в составе Азербайджана, но думали таким способом выиграть время», – говорит Арушанян.

В результате двухдневных бурных обсуждений в Ереване, опять же при вмешательстве Левона Тер-Петросяна, была одобрена инициатива направить в Баку карабахскую делегацию и провести переговоры с Муталибовым. 20 июля карабахская делегация встречается в Баку с Муталибовым и заверяет, что органы НКАО готовы вести переговоры «на основе конституций СССР и Азербайджана» и желают обсудить график новых выборов в местные органы НКАО.

Зорий Балаян пишет: «Сегодня никто не вправе подвергать критике решение карабахского подполья, которое 16 июля было одобрено также Верховным Советом Армении. Хотя бы по той причине, что победителей не судят. По возвращении из Баку в Степанакерте был убит один из представителей комитета полномочных представителей Валерий Григорян. Многие не знали, что этот человек стал, увы, жертвой тонко спланированного пропагандистского трюка Поляничко. В те дни Поляничко во всеуслышание восхвалял участников встречи в Баку, особенно Валерия, видимо, рассчитывая, что «приговор» осуществят сами карабахские патриоты. Шесть человек поехали в Баку не по своей воле. Они лишь выполняли поручение подпольного комитета», – утверждает Балаян.

Вот что говорила активистка карабахского движения Жанна Галстян летом 1999 года шведскому журналисту Эрику Меландеру: «Кто бы ни подписал этот документ, он все равно не имел бы силы: ни мы, ни народ не приняли это решение. Подписывающий документ просто поставил бы свою жизнь под угрозу, его убили бы, будь он даже нашим близким другом».

Мелик-Шахназарян считает, что в Карабахе не было группировок, сотрудничавших с Поляничко, но были отдельные люди, и одним из них был Валерий Григорян: «Делегация, которая в июле 1991 года выехала в Баку, сломала хребет нации. Я думаю, это убийство было продиктовано необходимостью. Скажу больше, Леонард Петросян, который руководил делегацией, выехавшей в Баку, спрашивал, нет ли в списках его? Выбор пал на Валерия не случайно. Его убили не только за поездку в Баку, но и ряд других его действий».

Валерий Григорян был убит 10 августа в Степанакерте, на улице, которая сейчас называется Азатамартикнери (воинов-освободителей). В него выпустили 18 пуль, 11 из которых пробили грудь, 7 остались в теле. 5 пуль было отправлено в Баку на судебную экспертизу. Передача Баку следствия по раскрытию преступления была продуманным шагом для того, чтобы замять дело. Это был не просто умный, но  циничный, подлый шаг.

«Утром в день убийства позвонил Леонард Петросян. Он сказал мужу, что должен позвонить из Москвы Генрих Погосян, и надо бы с ним поговорить. Не знаю, звонил ли Погосян, потому что Валерий больше не вернулся домой», – говорит жена Валерия, Арега Айрапетян.

Его сын Артур, принявшей потом участие в Арцахской освободительной войне, дважды раненый, считает, что отца убили по политическим мотивам: «Дело об убийстве прекращено, поскольку не выяснены личности преступников». Артур беседует со многими, пытается разузнать у них информацию, понять, почему убили отца, но все они говорят, что сейчас не время для этого.

«Валерий был сторонником мирного урегулирования карабахской проблемы. За два дня до убийства состоялось собрание областного актива. Он выразил разочарование позицией некоторых. Возникли какие-то группировки, и каждая пыталась протолкнуть свои идеи, считая их правильными. Убийство моего мужа было первым политическим убийством в Карабахе. Вторым стал Артур Мкртчян. В свое время Вольский предлагал Валерию поехать с ним в Москву. Надо было ехать –  был бы сейчас жив и помогал Карабаху. После убийства мы так и не пришли в себя», – говорит Арега Айрапетян.

Татул Акопян

Карабахский Дневник

Карабахский дневник, Зеленое и ЧерноеЭта книга – не дневник и не летопись, не собрание документов и не простое изложение событий. Возможно, все вместе, представленное в целостной и обобщенной форме, с максимальной беспристрастностью, но и полетом творческой мысли. Блестящая, замечательная работа, богатая многообразными источниками. Сразу бросается в глаза непредвзятость. Героями книги являются не только известные политические фигуры. Конфликт беспощадно прошелся по судьбам сотен тысяч простых людей, и перенесенные ими испытания подчеркивают ответственность тех, от кого зависит урегулирование карабахской проблемы. Об этом еще раз напоминает автор, и именно поэтому можно еще одно определение этому труду: документалистика, пропущенная через сердце. БОРИС НАВАСАРДЯН, ЕПК

532 страниц,
язык- русский,
2010, Ереван, Антарес,
ISBN 978-9939-51-170-2,