“СССР не имеет никаких территориальных претензий к Турции” – 30 мая 1953г

2937

30 мая с. г. [1953] министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал послу Турецкой Республики г-ну Хозару заявление следующего содержания:

“Советское Правительство, занимаясь в последнее время вопросами отношений СССР с соседними государствами, в числе других вопросов обратило внимание и на состояние советско-турецких отношений.

Как известно, в связи с истечением срока советско-турецкого договора от 1925 года, вопрос об урегулировании советско-турецких отношений затрагивался в официальных бесседах представителей обоих государств хесколько лет тому назад. В этих бесседах фигурировали некоторые территориальные претензии Армянской ССР и Грузинской ССР к Турции, а также соображения Советского Правительства относительно устранения возможной угрозы безопасности СССР со стороны Черноморских проливов. Правительственными и общественными кругами Турции это было воспринято болезненно, что не могло в известной мере отразиться на советско-турецких отношениях.

Во имя сохранения добрососедских отношений и укрепления мира и безопасности правительства Армении и Грузии сочли возможным отказаться от своих территориальных претензий к Турции. Что же касается вопроса о проливах, то Советское Правительство пересмотрело свое прежнее мнение по этому вопросу и считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проловов на условиях, одинаково приемлимых как для СССР, так и для Турции.

Таким образом, Советское Правительство заявляет, что Советский Союз не имеет никаких территориальных претензий к Турции”.

18 июля с. г. турецкий посол г-н Хозар посетил министра иностранных дел СССР Молотова и сделал ему от имени Турецкого Правительства следующее заявление:

“Правительство Турецкой Республики с удовлетворением принимает к сведению заявление, в котором Правительство СССР об’являет, что СССР не имеет никаких территориальных претензий к Турции.

Правительство Турецкой Республики считает необходимым подчеркнуть в этой связи, что вопрос о Черноморских проливах, как впрочем это известно Советскому Правительству, регулируется положениями Конвенции в Монтре”.

К Советско-турецким отношениям, Правда, 19 июля, 1953 г., номер 200.