Грядущие парламентские выборы пройдут в Армении, которую изменило поражение в войне. Для страны это шанс обрести стабильность, а для Пашиняна — проверка его популярности, а также того, выполнит ли он обещание не прибегать к манипуляциям на выборах, как его предшественники.
20 июня в Армении пройдут третьи за четыре года парламентские выборы и вторые по счёту досрочные выборы. Очевидно, что в истории независимой Армении это беспрецедентное и однозначно опасное время.
Эти выборы должны дать ответ на вопрос, доверяют ли люди Николу Пашиняну и его команде после поражения в 44-дневной войне. Войне, которая унесла жизни 5 тысяч человек и оставила более 10 тысяч раненых, для окончания которой Пашинян был вынужден подписать унизительное мирное соглашение, а армянские войска — покинуть около 8 тысяч квадратных километров территории, которые они контролировали 25 лет.
Выборы во время глубокого национального кризиса покажут, насколько Пашинян предан — или не предан — демократическим реформам, обещанным во время революции 2018 года, и помогут создать более стабильную площадку для армянской политики на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Свободные и честные выборы?
Выборы также покажут, сможет ли Пашинян, пришедший к власти с обещанием покончить с коррупцией старых властей, провести честные и свободные выборы теперь, когда его революционный ореол угас.
Первые шаги нельзя назвать многообещающими.
Вскоре после объявления досрочных выборов Пашинян посетил одну из армянских областей, где выступил с пространной политической речью. Правозащитники и оппозиционеры отреагировали на это со словами, что Пашинян превратил поездку в неофициальную предвыборную кампанию и, ровно как его дореволюционные предшественники, полагается на административный ресурс, чтобы нечестным путём добиться преимущества на голосовании.
Встречи Пашиняна привлекли не так много людей, как ожидалось, и по фото и видео с поездки видно, что в основном его слушателями были ученики начальной школы. Такая картина знакома со времён прошлого правительства, когда школьников и студентов задействовали в предвыборном процессе, в том числе в фальсификациях на самих выборах.
Когда оппозиция и политические наблюдатели высказывают озабоченность тем, что армянские власти могут использовать административный ресурс, чтобы увеличить явку 20 июня, Пашинян и его команда отвечают, что они — единственная политическая сила в стране, которая не фальсифицировала выборы.
Это правда. После бархатной революции выборы проходили дважды — парламентские и выборы мэра Еревана, и в обоих случаях Пашинян и его команда одерживали победу с явным перевесом голосов и без каких-либо фальсификаций.
Избирательный кодекс
Пока оппоненты Пашиняна опасаются, что он фальсифицирует выборы ради победы, многие его сторонники переживают, что из-за действующего в стране избирательного кодекса путь в парламент могут найти старые власти. Некоторые всерьёз полагают, что проводить новые выборы до изменений в Избирательном кодексе не стоит.
Они критикуют прописанную в кодексе «оценочную» или «открыто пропорциональную» систему. По их словам, это прикрытие мажоритарной избирательной системы, позволяющей участвовать в выборах местным влиятельным криминальным авторитетам, которые фальсифицировали выборы всю историю независимой Армении.
Открытая пропорциональная система предусматривает разные бюллетени для разных партий. На одной стороне листа написано название политической партии, на второй — имена всех её кандидатов. Критики полагают, что таким образом кандидаты, пользующиеся сильной поддержкой на местах, могут получить больше голосов. В закрытой пропорциональной системе, для сравнения, избиратель выбирает только между партиями.
Проект изменений в Избирательный кодекс, представленный парламенту ранее в этом месяце, предлагает избавиться от «оценочной» системы. Он также предусматривает внесение поправок, разработанных представителями гражданского общества, которые призваны сделать выборы более конкурентными и честными.
В частности, эти поправки — и в Избирательный, и в Уголовный кодексы – понижают 5-процентный порог вхождения в парламент, предусматривают уголовное наказание за использование административного ресурса, отменяет подкупы на тайном голосовании через благотворительность и другие способы, а также ставит вне закона попытки заставить принять участие в чьей-либо избирательной кампании (например работников).
23 марта правящая коалиция Пашиняна «Мой шаг» выразила намерение провести реформу избирательного кодекса до выборов.
Те же участники, другая ситуация
Исход войны полностью дискредитировал Никола Пашиняна, однако это не мешает ему оставаться самой популярной фигурой в Армении. Согласно данным последнего опросам общественного мнения, более 30% населения страны продолжает ему доверять.
Хорошо известная партия олигарха Гагика Царукяна, «Процветающая Армения» — крупнейшая в парламенте оппозиционная сила с относительно постоянным электоратом, поэтому её присутствие в следующем парламенте не вызывает сомнений. Эта пророссийская политическая сила известна тем, что перед всеми предыдущими выборами проводила массовые благотворительные пожертвования, а также непосредственно подкупами на выборах. Более того, в настоящее время Царукян обвиняется в предполагаемом взяточничестве во время парламентских выборов 2017 года, по этим обвинениям он уже был задержан и освобождён в прошлом году.
На досрочных парламентских выборах в 2018 году «Процветающая Армения» получила свой наихудший результат с выборов 2007 года — более 8% голосов. Обычно количество голосов партии варьировалось от 20% до 25%.
Прежде чем дать согласие на досрочные выборы, «Процветающая Армения» была частью «Движения за спасение Родины», состоящего из полутора десятка оппозиционных партий, которые выступали против досрочных выборов и требовали заменить Никола Пашиняна на временное правительство, возглавляемое их кандидатом на пост премьер-министра Вазгеном Манукяном.
Вторая оппозиционная сила в парламенте, «Просвещённая Армения» во главе с Эдмоном Марукяном на последних выборах получила чуть более 6% голосов. Партия известна своей умеренностью и про-европейским настроем. Однако настрой, по-видимому, изменился после 44-дневной войны — Марукян призвал к созданию второй российской военной базы в стране, которая будет расположена в южной области Сюник в Армении.
И действительно, если одной из важнейших тем, которую обсуждали на выборах в Армении с 1991 года, был курс внешней политики страны, то сегодня ситуация изменилась. Без присутствия в стране России Армения просто не в состоянии защитить себя от Азербайджана и его союзника Турции.
Не ожидается, что во внутренний политический процесс Армении может вмешаться Россия — в этом нет необходимости, ведь Армения полностью находится в сфере российского влияния. В настоящее время широкая общественность всё чаще и больше обсуждает необходимость углубления интеграции с Россией, причём некоторые доходят до того, что предлагают создать союзное государство или аналогичный пакт.
Другой примечательный аспект этих выборов на этот раз внутренний: с окончания 44-дневной войны, а именно с 5 октября, Никол Пашинян так и не посетил Нагорный Карабах, как и не смог посетить Сюник, поскольку местные власти и граждане преградили ему путь к ближайшему городу Горису.
Экс-президенты в игре
Трудно найти другое постсоветское государство, в котором все прежние президенты принимали участие в политической жизни страны, хотя пока остаётся неясным, будут ли они лично баллотироваться на выборах 20 июня. Несмотря на глубокие разногласия между собой, все трое требуют смещения Пашиняна.
15 марта в своём заявлении первый президент Армении Левон Тер-Петросян в качестве выхода из внутреннего политического кризиса предложил Пашиняну немедленную уйти в отставку и предоставить ему гарантию иммунитета, даже временное убежище за пределами Армении. Обязанности премьер-министра первый президент предложил возложить на беспартийного заместителя премьер-министра, который в силу своего нейтралитета способен обеспечить справедливые выборы.
Преемник Тер-Петросяна, Роберт Кочарян, объявил в январе, что примет участие в выборах, когда бы они ни проходили. Любопытно то, что он собирается вести кампанию, в то время как ему предъявлено обвинение в свержении конституционного строя за предполагаемое участие в жестоком разгоне протестующих 1 марта 2008 года.
Третий президент Армении Серж Саргсян до последнего хранил молчание, но также призвал к отставке Никола Пашиняна. Саргсян остаётся главой прежней правящей «Республиканской партии» и только недавно сказал журналистам, что он «никогда не покинет политическую траншею».
Вероятно, Армения стоит на пороге больших социальных и политических потрясений, выбраться из которых она пока не в состоянии. Единственный для страны способ обрести некоторую степень стабильности — досрочные выборы, если они действительно свободны и справедливы.
Источник – OC Media ____________________________________________________________________
Мнение, высказанное в этом материале, принадлежит его автору и может не совпадать с точкой зрения редакции OC Media.