«Если будут нормальные отношения между Азербайджаном и Арменией, можно будет решить и вопрос о статусе Карабаха»

727

“Коммерсантъ” от 

Вечером во вторник (17 ноября- ред. АНИ) президент России Владимир Путин подробно высказался по поводу ситуации в Нагорном Карабахе и вокруг него, пролив свет на многие вопросы, которые до сих пор оставались без ответа. Суть сказанного сводится к тому, что миротворческая миссия осуществляется исключительно Россией и делить эти функции с Анкарой Москва она не намерена. Статус Нагорного Карабаха господин Путин назвал «окончательно не определенным» и дал понять, что Россия будет содействовать его определению. Одновременно стало известно, что в урегулировании конфликта будут по-прежнему участвовать сопредседатели Минской группы ОБСЕ — представители России, Франции и США уже в эту среду встретятся в Москве и обсудят сложившуюся ситуацию.

Точки над i

Во вторник вечером президент РФ в эфире телеканала «Россия» подробно остановился на ситуации в Нагорном Карабахе, что пролило дополнительный свет на события последних четырех месяцев и прояснило позицию России по многим вопросам, касающимся конфликта. И эта позиция, как оказалось, во многом противоречит как позиции Азербайджана и поддерживающей его Турции, так и точке зрения Армении.

«Окончательный статус Карабаха не урегулирован, мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво на сегодняшний день,— сказал президент РФ.— Если будут нормальные отношения между Азербайджаном и Арменией, можно будет решить и вопрос о статусе Карабаха».
Между тем президент Азербайджана Ильхам Алиев в понедельник вновь заявил: «Ни о каком статусе и речи не может идти. Есть многонациональное, многоконфессиональное, прогрессивное азербайджанское государство. Все граждане Азербайджана, представители всех народов, религий живут нормально, в условиях добрососедства, мира. Армянский народ будет жить так же. У нас нет проблем с армянским народом».
Указав на необходимость решения вопроса о статусе Нагорного Карабаха, Владимир Путин раскрыл факты, которые хотел бы сохранить в тайне премьер-министр Армении Никол Пашинян.
«19–20 октября у меня состоялась серия телефонных переговоров как с президентом Алиевым, так и с премьер-министром Пашиняном, тогда вооруженные силы Азербайджана вернули себе контроль над незначительной частью, южной частью Карабаха,— сказал он.— В целом мне удалось убедить президента Алиева в том, что можно прекратить боевые действия, но обязательным условием с его стороны было возвращение беженцев, в том числе в город Шушу. Неожиданно для меня позиция наших армянских партнеров была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо, и премьер Пашинян мне прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха. Мне и сейчас не очень понятно, в чем эта угроза была бы, имея в виду, что предполагалось возвращение мирных граждан при сохранении контроля со стороны армянской стороны над той частью территории Карабаха, включая Шушу, и имея в виду наличие наших миротворцев». При этом Владимир Путин подчеркнул, что «о передаче Шуши (Азербайджану.— “Ъ”) вопрос никогда не ставился».

Напомним, что в понедельник Никол Пашинян заявил, что передача азербайджанской стороне Шуши была непременным условием, на котором Баку категорически настаивал, так что город в любом случае пришлось бы сдать. В ответ на это ложное утверждение в отставку ушел глава МИД Армении Зограб Мнацаканян. А пресс-секретарь МИДа Анна Нагдалян прямо заявила, что слова премьера не соответствуют действительности.

Высказался президент Путин и о роли Турции — как раз в те минуты, когда в турецком парламенте готовились одобрить и в итоге одобрили законопроект об отправке военнослужащих в Азербайджан.
«Действительно, и Азербайджан, и Турция всегда говорили о возможности участия Турции в миротворческих операциях,— сказал Владимир Путин.— Мне все-таки, кажется, удалось убедить наших турецких партнеров, наших коллег в Азербайджане в том, что не надо создавать условия или предпосылки для разрушения наших договоренностей». Президент России не стал скрывать, что присутствие турецких военнослужащих неприемлемо для армянского народа, хранящего память о геноциде начала XX века. «Кто-то (геноцид.— “Ъ”) признает, а кто-то в мире не признает. Для России здесь проблем нет, мы давно это все признали. Но зачем же провоцировать армянскую сторону наличием турецких солдат на линии соприкосновения? Мне кажется, что президент Эрдоган (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.— “Ъ”) это прекрасно понимал и понял»,— заверил он.
Упомянув успешное сотрудничество России и Турции в Сирии, Владимир Путин отметил, что в Карабахе совместные патрули, как в Идлибе, применяться не будут. «Здесь такого рода взаимодействие не требуется, но мы договорились о том, что мы создадим совместный центр, который будет использовать беспилотные летательные аппараты, вместе будем контролировать ситуацию вдоль линии разграничения с помощью этих летательных аппаратов, вместе будем получать информацию, вместе будем ее анализировать и, соответственно, делать выводы из того, что происходит в действительности в режиме текущего времени»,— рассказал президент Путин.

Прекращение кровопролития — главный результат»,— подвел он итог дипломатическим и миротворческим усилиям России, отметив, что конфликт, только по официальным данным, унесший жизни свыше 4 тыс. человек,— «не кино, а трагедия, которая происходит в жизни с конкретными людьми».

Более детально вопросы урегулирования обсудят уже 18 ноября в Москве. Об этом стало известно из выступления в парламенте главы МИД Франции Жан-Ива Ле Дриана. «С одной стороны, режим прекращения огня был необходим, чтобы спасти тысячи жизней. Но с другой — этот режим прекращения огня не урегулирует сути. И вопрос, который стоит сейчас: как завтра будет урегулирована проблема по сути,— заявил он.— Эти дискуссии уже начались, с одной стороны, между президентом республики (Эмманюэлем Макроном.— “Ъ”) и президентом Путиным, а с другой стороны, между госсекретарем США Майком Помпео и мной — вчера в Париже. Завтра будет встреча в Москве с представителями, ответственными за это досье, чтобы снять неясности в режиме прекращения огня».

Слова господина Ле Дриана о встрече представителей России, Франции и США в Москве подтвердила представитель МИД России Мария Захарова.

Проведение подобной встречи указывает, что формат Минской группы ОБСЕ, который в Баку и Анкаре называли неэффективным, продолжит существовать. Роль Вашингтона и Парижа упомянул и Владимир Путин. «Что касается роли Франции и Соединенных Штатов, я очень высоко их оцениваю. Потому что они всегда были в материале, всегда искали пути решения этой проблемы»,— сказал он.

 

Когда Владимир Путин делился планами урегулирования конфликта, результат работы российских миротворцев уже был налицо. Во вторник утром при их участии было полностью открыто движение по дороге Ереван—Степанакерт через Лачинский коридор. Как рассказал представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, движение запустили в 10:00 по местному времени, после того как участок длинной в 28 км был «полностью разминирован и очищен от взрывоопасных предметов, разбитой и поврежденной техники».

Но даже позитивные новости вроде постепенного возвращения армян в Нагорный Карабах не могут отвлечь армянское общество от поиска виновных в тяжелом военном поражении и сдаче без боя трех районов, откуда вынуждено бежать местное население.

Если накануне все внимание было приковано к неосторожным заявлениям премьера страны Никола Пашиняна, каждое из которых только подогревало народное недовольство, то во вторник в центре внимания оказался глава Генштаба Армении — Оник Гаспарян.
Он одновременно поддержал премьера Пашиняна, заявив, что ситуация, в которой он оказался, не оставляла других вариантов, и в то же время опроверг часть его заявлений — например, о том, что руководство армии представляло приукрашенную оценку ситуации.
«На четвертый день войны (то есть еще 30 сентября.— “Ъ”) на заседании Совета безопасности я представил наши потери и оценку вооруженных сил относительно сложившейся ситуации, отметив, что в течение двух-трех дней надо предпринять меры для приостановления войны, иначе в случае боевых действий такой интенсивности наши ресурсы будут исчерпаны в короткие сроки. И в течение каждого последующего дня у нас будут более неблагоприятные условия для переговорного процесса»,— заявил господин Гаспарян. И добавил, что повторял ту же мысль как в ходе «круглосуточной работы с премьер-министром», так и на заседаниях Совета безопасности страны.
Кстати, в то время как многие в Армении обвиняют своего премьер-министра в предательстве, на эту тему высказался Владимир Путин. «Обвинение в его (Никола Пашиняна.— “Ъ”) адрес в каком-то предательстве не имеет под собой никаких оснований»,— сказал президент России, напомнив, что тот до последнего времени был сторонником войны и до победного конца. Предвзятого отношения к Николу Пашиняну из-за его прихода во власть через «майдан» Владимир Путин, по его же словам, не испытывал. «Никаких особенностей в наших взаимоотношениях с Арменией за последнее время, в том числе за время, когда у власти находился премьер Пашинян, я не отмечаю»,— сказал он, подчеркнув, что их отношения с армянским лидером «достаточно доверительные и конструктивные».
Пока что ситуация в Армении остается неопределенной — Никол Пашинян остается в должности несмотря ни на что. Хотя напомним, что еще в понедельник вечером президент Армении Армен Саркисян назвал уход премьера предпрешенным.

«Учитывая создавшуюся ситуацию и необходимость достойного выхода из нее, прислушиваясь к общественным требованиям, становится очевидным: чтобы уберечь страну от потрясений, внеочередные выборы в Национальное собрание будут неизбежны»,— заявил он. Такого же мнения придерживаются «абсолютное большинство участников встреч», которые господин Саркисян провел с политиками и представителями диаспоры.

Впрочем, директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян не стал говорить об отставке Никола Пашиняна как о чем-то неотвратимом, напомнив опыт других стран региона. «Может быть вариант Эльчибея (президент Азербайджана в 1992–1993 годах Абульфаз Эльчибей.— “Ъ”), который в подобной ситуации перестал быть президентом в результате проигрываемой войны. А есть вариант Саакашвили (президент Грузии в 2004–2013 годах Михаил Саакашвили.— “Ъ”), который в подобной ситуации остался»,— заявил “Ъ” господин Искандарян.

Согласно результатам опроса, проведенного 13 ноября компанией MPG (действительного члена международной ассоциации Gallup в Армении), рейтинг Никола Пашиняна «ниже 30%». Об этом газете «Аравот» сообщил директор компании Арам Навасардян. Правда, стоит напомнить, что постсоветские лидеры сохраняли власть и при более низком рейтинге — как, например, экс-президент Украины Петр Порошенко.

Отправить в отставку Никола Пашиняна не удается по формальной причине — оппозиционные депутаты, располагающие лишь третью парламентских кресел, не могут созвать заседание парламента по этому вопросу. А правящий блок «Мой шаг», хоть и лишился нескольких депутатов, все же остается опорой армянской лидера.

Не удалось всерьез поднять вопрос отставки премьера и во вторник. Хотя оппозиционеры уверяли, что других тем в их повестке нет, в парламенте разгорелись жаркие дебаты. После того как представители «Просвещенной Армении» и «Процветающей Армении» высказали свое отношение к Николу Пашиняну и его блоку «Мой шаг», депутат от блока Рубен Рубинян ответил: «Оппозиция занята лишь одним — капитализацией той боли, которую переживают граждане Армении и Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) в связи со сложившимися реалиями».

При этом свои посты достаточно активно покидают чиновники высшего эшелона.

Во вторник Никол Пашинян подписал заявление об уходе замминистра иностранных дел Шаварша Кочаряна согласно заявлению об уходе, которое тот подал еще 10 октября — то есть в день прекращения боевых действий. Напомним, в понедельник в отставку ушел руководитель МИД Армении — Зограб Мнацаканян. Подал в отставку и глава МЧС Феликс Цолкян.

Тем, кто остается на своих постах, несмотря на народное недовольство, приходится непросто. «С 9 ноября я получаю различные угрозы в свой адрес,— написал в Facebook представитель Минобороны Армении Арцрун Ованнисян, который до последнего не признавал потерю Шуши и выражал уверенность в победе армянских войск.— Вчера ночью двое неизвестных напали на меня, к счастью, я смог защититься. Никого не боюсь и никого не считаю своим врагом».

«Посмотрите, какие злодеяния чинит презренный враг»

А в это время по другую сторону бывшей линии фронта — в Азербайджане, продолжают праздновать победу. Во вторник государственное телевидение Азербайджана показало репортажи о первом визите президента страны Ильхама Алиева на занятые в ходе боев территории. Правда, пока не в Шушу, а в Физулинский и Джебраильский районы, лежащие в руинах. Сама поездка прошла накануне — в понедельник.

На кадрах видно, что президент Алиев проехал часть пути, сидя за рулем джипа. Пока для тех мест лучше всего подходит автомобиль высокой проходимости, но это, как пообещал президент Азербайджана, ненадолго. «Сегодня мы уже приступили к созидательной работе,— рассказал он.— Спустя восемь дней после дня победы (то есть взятия Шуши.— “Ъ”) и шесть дней после капитуляции Армении с этого места — поселка Алханлы прокладывается автомобильная дорога Физули—Шуша. Эта дорога будет очень удобной и широкой. Она позволит нам комфортно ездить в Шушу с обеспечением мер безопасности». В советские годы дорога из Баку в Шушу проходила через Агдам и Степанакерт, но в ближайшее время использовать этот маршрут будет невозможно.

Посещая город Джебраил, который практически не был населен, находясь под властью НКР, Ильхам Алиев пообещал потребовать компенсации ущерба у Еревана. «Ни одного здания не оставили. Только построили воинскую часть для себя,— посетовал он, ходя по развалинам.— Вся остальная инфраструктура, дома, здания, школы, госучреждения — все уничтожено врагом. Они будут отвечать. В международных судах отвечать будут. Я говорил и еще раз повторю, что приедут международные группы, эксперты приедут, весь ущерб будет подсчитан».

При этом армяне, по словам господина Алиева, продолжают наносить ущерб, когда сжигают дома, уезжая из Кельбаджарского района. «Мы вынудили врага подписать акт о капитуляции. Таким образом, остающиеся до сих пор под оккупацией Агдамский, Лачинский и Кельбаджарский районы также в ближайшие дни возвращаются Азербайджану,— напомнил президент Алиев.— Но посмотрите, какие злодеяния чинит презренный враг: сжигают дома, школы, вырубают деревья, обрывают электрические линии. Весь мир это видит, все ведущие международные каналы показывают это. Нет ни совести, ни стыда, ни морали».

Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван