Турецкий хлеб и угрозы

3939

Турецкие объятия у подножия Арарата

28 мая 1992 года на турецко–нахиджеванской границе, на левом берегу Аракса, премьер-министр Турции Сулейман Демирель, обращаясь к тысячам собравшихся азербайджанцев, восклицал: «Мои дорогие азербайджанские турки, мои любимые нахиджеванские турки. Мы здесь, чтобы сказать – вы не одиноки. Сегодня мы открываем через Араз мост надежды, который станет первым шагом на пути к открытию дороги от Эгейского моря до Китая».

Американский журналист Томас Гольц, очевидец тех событий, пишет: «Дверь самолета открылась, и показался Демирель со своей знаменитой федорой. Он спускался по трапу прямо в объятия Гейдара Алиева. Десятки фотоаппаратов и видеокамер зафиксировали исторический момент: наконец, Демирель и Алиев вместе. Ходят упорные слухи, что возвышение Алиева в системе безопасности и во властных структурах Азербайджана было предусмотрено планом операции КГБ «Синие глаза», направленной на разжигание волнений и дестабилизацию ситуации среди турецких курдов в 60-70 гг. Глядя на неморгающие. немного крокодильи глаза Алиева, можно понять, почему было решено назвать операцию «Синие глаза». И вот здесь, в тени Арарата, Демирель и Алиев организовали пантюркистское празднество».

Турецкий хлеб и угрозы

В апреле 1993 года, после похорон президента Турции Озала, премьер-министр Сулейман Демирель принял прибывших из Еревана гостей: Тер-Петросяна, Папазяна и Липаритяна. Встреча была чрезвычайно содержательной и интересной, вспоминают Папазян и Липаритян.

«Демирель снял из выдвижного ящика карту и сказал по-турецки: «Это Армения – земля армянская. Тут у нас вопросов нет – это наш сосед. Тут Карабах – земля не армянская, но там живут армяне. Вас это обеспокоило, и вы взяли Карабах. Мы и это поняли. Это Лачин. Это не ваша земля и армяне там не живут. Вы взяли его и говорите – «для безопасности», мы и это поняли. Но причем здесь Кельбаджар? Когда вы заняли Кельбаджар, эти люди (турки) сказали: «Вы убиваете наших братьев»,- вспоминает Липаритян.

Так Анкара связала урегулирование армяно-турецких отношений с карабахской проблемой. Турция занимала проазербайджанскую позицию задолго до освобождения Кельбаджара, но воздерживалась от враждебных действий и не блокировала армяно-турецкую границу.

В 1992 году Армению с внешним миром связывала лишь абхазская железная дорога. И хотя армяно-турецкая граница была официально открыта, оба пропускных пункта – Карс-Гюмри и Алиджан-Маргара – открывались лишь в определенных случаях. До этого Азербайджан успел заблокировать железную дорогу Баку-Нахиджеван и ведущую к Ирану Джульфинскую железную дорогу. Сухопутная связь с Ираном только начинала налаживаться.

Армения достигла договоренности с Евросоюзом о получении кредита на закупку хлеба. Министр продовольствия доложил премьер-министру Хосрову Арутюняну о том, что запасов хлеба в стране осталось на несколько дней.

«Для меня это стало большим ударом. С того момента началась наша битва за хлеб. Мне было больно смотреть, как люди часами простаивают в очередях за хлебом. Это крайне удручало. Ситуация усугубилась после закрытия абхазской железной дороги. Грузовой авиации у нас не было. В авиации вообще творился кошмар – произвол полнейший. Самолеты подлетали, а с земли начинался торг: «Пока не дадите столько-то денег, посадку не разрешим». На улицах Еревана стреляли средь бела дня. Выстрелы можно было услышать под окнами кабинета премьер-министра», – вспоминает Арутюнян.

Тер-Петросян связался с Демирелем, чтобы обсудить с ним возможность транспортировки пшеницы через территорию Турции. Ответ Демиреля был положительным. Президент Армении поручил премьеру составить письмо на имя Демиреля. Арутюнян помнит содержание этого письма: «У нас с Вами есть возможность доказать нашим народам, что мы можем и сотрудничать. Давайте попытаемся не упустить эту возможность».

В ответном письме Демирель написал своему армянскому коллеге: «Мое правительство выразило принципиальное согласие на оказание помощи. Мы готовы принять вашу делегацию для обсуждения вопросов транспортировки пшеницы, ее объемов и сроков. Мы искренне желаем, чтобы наш соседний регион  был островом стабильности, согласия, процветания и сотрудничества. Турция продолжит конструктивную деятельность в этой области».

В октябре 92-го года был заключен договор между министерством продовольствия Армении и министерством торговли Турции. Турция предоставила Армении в долг 100 тыс. тонн пшеницы. Между премьер-министрами двух государств состоялась телефонная беседа. «Демирель спрашивал, как можно переправить хлеб. Я ответил, что железная дорога Карс-Гюмри работает. Это была позитивная беседа. Турция согласилась в счет нашего будущего кредита предоставить Армении хлеб из своих запасов, с условием, что получит хлеб от Евросоюза»,- вспоминает Арутюнян.

16-го ноября в Армении была введена карточная система – талоны на хлеб. Очереди исчезли. Президент Сирии Хафез Асад подарил Армении 6 тонн пшеницы, которая также была ввезена через Турцию. Это был запас хлеба на 12 дней.

«В 92–93 годах пшеница поступала в Армению через Турцию. Другой дороги у нас не было. Но поставки были приостановлены. Вместо 100 тыс. тонн поступило 52 тыс. тонн. Мы далеко продвинулись в армяно-турецких переговорах, но процесс приостановился. Многие турецкие эксперты, дипломаты, принимавшие участие в переговорах, сегодня заявляют, что отношения надо было упорядочить тогда», – говорит Липаритян, который в 92-97 годах являлся главным переговорщиком с Турцией.

В ночь с 5 на 6 сентября 1993 г. с турецкой стороны были произведены выстрелы в направлении 8-ой погранзаставы в Арташате. Начальник российских погранвойск в Армении генерал-майор Александр Бабенко выразил обеспокоенность в связи со скоплением на армяно-турецкой границе боевой техники идополнительных подразделений ВС Турции, осуществляющих инженерную реконструкцию местности. Пресс-служба погранвойск сообщила, что руководство наблюдает за обстановкой на границе и принимает меры по недопущению конфликтной ситуации согласно подписанному 13 октября 1921-го года Карсскому договору.

Созывается заседание Совета безопасности Армении. 6 сентября Тер-Петросян иДемирель обсудили ситуацию на армяно-турецкой границе в телефонной беседе. Премьер-министр Чиллер заявила, что Турция не будет сидеть сложа руки.

7 октября приграничные районы Армении посетила посол Франции Франс  Д’Артинг, которую на армянской границе интересовали коммуникации, соединяющие Армению с Турцией, а также передвижения турецких войск вдоль армянской границы.

Бывший посол Греции в Армении Леонидас Хризантопулос в своих мемуарах «Кавказские хроники. Формирование государства и дипломатия в Армении» пишет, что в 1993 году Турция готовилась к вторжению в Армению.

В сентябре 1993 года президент России Борис Ельцин распускает парламент. В ответ парламент лишает Ельцина президентских полномочий. Патовая ситуация 3 октября переросла в кровавое столкновение. Председатель парламента Руслан  Хасбулатов заключил с Чиллер секретный договор о том, что если ему удастся выстоять в противостоянии с Ельциным, то российские погранвойска будут выведены с Кавказа, и Турция получит возможность, ссылаясь на курдский фактор, осуществлять ограниченные вторжения в Армению.

В качестве доказательства Хризантопулос ссылается на передвижения турецкой армии вдоль границы и нападение на Ирак в октябре 1993 года. Секретные сведения о возможном вторжении он получил от послов Франции и Америки Франс Д’Артинг и Гарри Гилмора. Удивительно, что о турецкой угрозе не упоминает в своих воспоминаниях российский посол Ступишин, который в деталях описывает ситуацию в Армении с 1992 по 1994 год.

Хризантопулос утверждает, что власти Армении были осведомлены о турецкой угрозе, и по приказу Совета безопасности страны войска находились в режиме  боевой готовности. Начальник Управления национальной безопасности (1993-1994) Армении генерал-майор Эдуард Симонянц подтвердил данные Хризантопулоса. «Реальная угроза вторжения в Армению с различных направлений возникала не раз, включая и эпизод, о котором упоминает бывший посол Греции. Информацию о возможном вторжении турецких войск мы получали не только из дипломатических источников. По решению Совбеза были приняты соответствующие меры. Вторжение как таковое не состоялось. Имели место реальные угрозы вплоть до передислокации турецких войск на границе с Арменией, основания полевых штабов, докомплектования личного состава, техники, боеприпасов».

Отрывки из книги ТАТУЛа АКОПЯНа АРМЯНЕ и ТУРКИ

Карабахский дневник, Зеленое и ЧерноеЭта книга – не дневник и не летопись, не собрание документов и не простое изложение событий. Возможно, все вместе, представленное в целостной и обобщенной форме, с максимальной беспристрастностью, но и полетом творческой мысли. Блестящая, замечательная работа, богатая многообразными источниками. Сразу бросается в глаза непредвзятость. Героями книги являются не только известные политические фигуры. Конфликт беспощадно прошелся по судьбам сотен тысяч простых людей, и перенесенные ими испытания подчеркивают ответственность тех, от кого зависит урегулирование карабахской проблемы. Об этом еще раз напоминает автор, и именно поэтому можно еще одно определение этому труду: документалистика, пропущенная через сердце. БОРИС НАВАСАРДЯН, ЕПК

532 страниц,
язык- русский,
2010, Ереван, Антарес,
ISBN 978-9939-51-170-2