После армянских погромов в Сумгаите армяно-азербайджанские столкновения, этнические чистки, сопровождающиеся погромами, стали неизбежными. 18-20-го сентября 1988г. армянское население вынужденно было покинуть Шуши, азербайджанцы – Степанакерт.
Антиармянские митинги начались в Баку еще 21-го февраля 1988г., когда группа студентов устроила перед зданием ЦК Компартии Азербайджана небольшую акцию протеста. Затем началась серия митингов в Академии наук Азербайджана, хотя они были не столь многочисленными, как в Ереване. 15-го мая в Баку на площади им. Ленина состоялся первый крупный митинг, в котором приняли участие до 15 тысяч человек, в основном –рабочая молодежь и студенты.
«Выступавшие клеймили карабахских сепаратистов. Ораторам, угрожавшим армянам расправой и оскорблявшим их, бурно аплодировали. А тех, кто пытался утихомирить народ и заверить в решимости власти «дать отпор», – освистывали. Тогда же на митинге впервые выступил будущий «соловей площади» – токарь машиностроительного завода им. л-та Шмидта Неймат Панахов», пишет Зардушт Ализаде.
17-го ноября 1988 г. на площади им. Ленина в Баку начался многотысячный митинг. Сигналом послужило письмо из Шуши, в котором выражался протест против строительства близ города профилактория для рабочих Канакерского алюминиевого завода Армении. Решение о строительстве профилактория для рабочих армянского завода на территории Карабаха было провокацией чистой воды. Первые два дня главным исполняющим лицом на площади был Энвер Алиев – сотрудник Института географии Академии наук. Вечером 18-го ноября его избили и вышвырнули с площади, а затем арестовали. Руководство митингом с 19-го ноября взял на себя Неймат Панахов.
«Анализ событий 18-дневного митинга однозначно свидетельствует о том, что главной целью организаторов была не защита Карабаха, а дискредитация и смещение Везирова. На площади, наряду с флагами Азерб. ССР, впервые появился трехцветный флаг независимой Азербайджанской демократической республики 1918-1920-х годов. Впервые прозвучали слова об империи, о национальном гнете, ущемлении культуры и прав азербайджанского народа. Звучали также проклятия в адрес армян, оскорбления в адрес партийной номенклатуры, продажной интеллигенции», пишет Ализаде.
Массовые митинги, начавшиеся в Баку в середине ноября, продолжались две недели. Люди на площади скандировали «Ка-ра-бах», пели народные песни, требовали «освобождения азербайджанских земель от экстремистов и армян». Одним из требований митинга было «или предоставить азербайджанцам в Армении статус автономии, или упразднить автономию для армян Карабаха». На площади вывесили портрет Ахмеда Ахмедова, приговоренного к высшей мере наказания за сумгаитские преступления. С 23-го ноября в Баку, Нахиджеване и Гяндже (Кировабад) был введен комендантский час и чрезвычайное положение.
22-23 ноября 1988 г. начинаются армянские погромы в Баку, Кировабаде, Шемахе, Шамхоре, Мингечауре, из городов и сел Азербайджана изгоняются последние армяне. На этот раз Армения поступает в ответ аналогичным образом. В ряде местностей, в частности, в Гугарке, убиты мирные азербайджанцы.
На состоявшемся 24 ноября внеочередном заседании Верховного Совета Армении принимается решение, согласно которому впредь в республике будут действовать только те законы СССР, которые одобрит Верховный Совет Армении. Москва сочла решение незаконным и антиконституционным. В Ереване был введен режим чрезвычайного положения, а 27-29 ноября произошли убийства азербайджанцев. Еще раньше – в мае – по отношению к азербайджанцам было применено насилие в Араратском районе – около тысячи азербайджанцев были вынуждены бежать.
В июне и июле 1988 года произошли армяно-азербайджанские столкновения в Масисском районе. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от азербайджанских армян, большая часть проживавших в Армении порядка 160 тысяч азербайджанцев еще до ноября успела обменять или продать квартиры, или получила компенсацию. По некоторым данным, несколько тысяч азербайджанцев, чьи фамилии оканчивались на «ов» и «ев», поменяли окончания своих фамилий и остались жить в Армении. До землетрясения 7-ого декабря из Армении были изгнаны почти все азербайджанцы, а из Азербайджана, кроме Баку,- почти все армяне. Число убитых в Азербайджане армян и азербайджанцев в Армении в ходе депортации и столкновений остается спорным.
В промежуточном докладе СБСЕ от 1992-ого года говорится: «Примерно через девять месяцев после событий в Сумгаите депортация или выезд азербайджанцев из Армении был завершен. Существуют противоречивые утверждения о числе убитых в ходе депортации азербайджанцев: азербайджанские беженцы утверждают, что более 160 человек погибли насильственной смертью, в то время как Армения утверждает, что число погибших не превысило 25 и что ответственные за это были осуждены. Как минимум дважды в 1988 г. армяне в Гяндже становились жертвами погромов, десятки человек были убиты. Наиболее жестокие преступления, повлекшие за собой безжалостные убийства армян, были совершены в Баку 13 и 14 января 1990 г. По разным оценкам, число убитых колеблется от 60 до 100».
Азербайджанский исследователь Ариф Юнусов писал в 1991г. в газете «Экспресс хроника», что в Армении было убито 215 азербайджанцев. В ответ глава КГБ Советской Армении Усик Арутюнян в той же газете утверждал, что число убитых в Армении азербайджанцев не превышало 25.
Британский исследователь Томас де Ваал, цитируя только Арифа Юнусова, повторяет цифру 215.
Юнусов утверждает, что атаки на азербайджанцев возглавляли также сотрудники КГБ и милиции. Упоминается фамилия заместителя начальника КГБ Меграбяна, хотя, как выяснилось, замначальника ЕГБ с такой фамилией не было и в помине. По словам Арутюняна, насилие в отношении азербайджанцев началось в ноябре 1988г., в основном, в северных районах республики, через которые по территории Грузии прибыли тысячи ограбленных и искалеченных армянских беженцев, главным образом, из Кировабада. «Именно этим можно объяснить, что 20 из 25 погибших азербайджанцев были убиты в северных районах Армении, в первую очередь, в Гугаркском. В этом районе было убито больше всего азербайджанцев – 11 человек».
«Когда мы ознакомились со статьей Юнусова, который прилагает поименный список 215 азербайджанцев, погибших (как это утверждается) в этот период в Армении, мы решили тщательно проверить судьбу каждого указанного в этом списке лица. Причем, могу заверить, что к этому вопросу мы подходили с максимальной объективностью и судьбу всех 215 лиц изложили в соответствующей справке, копии которой готовы представить в Азербайджанское общество беженцев, в редакцию «Экспресс-Хроники» и другие заинтересованные организации. Общее число жертв, по нашим данным, осталось прежним – 25. И здесь хотел бы одновременно подчеркнуть, что если внимательно ознакомиться с результатами нашей проверки, то любой здравомыслящий человек сразу же столкнется с полными абсурда утверждениями об убийствах в Армении подавляющего большинства указанных в списке лиц. Наиболее наглядным свидетельством тому является хотя бы тот факт, что 74 человека из этого списка вообще не значились по документам учета паспортных столов РОВД, ЗАГСов и журналам сельсоветов Армении», в интервью подчеркивает Усик Арутюнян.
По утверждению главы КГБ Советской Армении, один человек в этом списке указан дважды (это для арифметической точности). Другие 17 человек, по имеющимся достоверным данным, скончались или погибли на территории Азербайджана. Например, Рустамов Якуб умер якобы от избиений в Иджеванском районе. Однако проверка показала, что органами ВД Свердловской области он был объявлен во Всесоюзный розыск как злостный неплательщик алиментов, а в 1988 году умер в г. Казах Азерб. ССР и, по заключению судмедэксперта Прокуратуры СССР, его смерть наступила от удушья в состоянии сильного алкогольного опьянения. В списке указано, что Гурбанов Гурбанали и Гурбанов Аббас погибли в Масисском районе Армении в результате инсценировки несчастного случая. В действительности же они скончались в июле 1988 года в результате автокатастрофы на трассе Евлах-Баку, и справка об их смерти выдана Сабирабадским судмедэкспертом Азербайджана. Указанные в списке Абдуллаева Новраста, Мусаев Асад и Аббасов Якуб, бывшие жители Разданского района Армении, выехали 16 июня 1988 года на своей автомашине (с армянскими госномерами) на территорию Азербайджана и там, в Касым-Исмайловском районе, произошло столкновение с автомашиной “КРАЗ”, которую вел водитель-азербайджанец, в результате чего все трое погибли. 16 человек установлены как ранее проживавшие в Армении, однако данных об их смерти не имеется. Например, указанный как без вести пропавший Насиров Вагиф выехал из Ехегнадзорского района на жительство в РСФСР в 1987 году, а Курбанов Садых, якобы скончавшийся от избиений в Калининском районе, переехал в Кустанайскую область Казахстана еще в апреле 1984 года (адрес имеется). 62 лица из этого списка выехали в 1988 году за пределы Армении без каких-либо эксцессов, и места проживания многих из них нам известны.
В конце 1988г. министр внутренних дел Советского Союза Вадим Бакатин посещает Армению и Азербайджан, чтобы предотвратить депортацию. Бакатин встречается с потрясенными азербайджанцами и армянами в Спитаке и Кировабаде. Они просят помощи и защиты, но Бакатину это уже не под силу. Он отдает приказ министерствам внутренних дел обеих республик проследить, чтобы беженцы не пострадали.
«Местное руководство рассмотрело все [заявления], обещало все уладить, но мне уже не верилось, что они что-то предпримут. Там оставалось совсем немного людей, на которых я, как министр, мог бы положиться. Нельзя же было всех уволить», пишет Бакатин.
Отрывок из книги Татула Акопяна КАРАБАХСКИЙ ДНЕВНИК: ЗЕЛЕНОЕ и ЧЕРНОЕ