Международное признание независимости Арцаха безальтернативно: Mасис Маилян

1171

Эксклюзивное интервью с министром иностранных дел Республики Арцах

Mасис Самвелович МАИЛЯН возглавляет Министерство иностранных дел Арцаха c сентября 2017 года.

Родился в 1967 году в городе Степанакерте (Арцах).

В 1992 – 1993 гг. работал ведущим, а затем главным специалистом отдела информационной политики департамента информации и печати при Государственном комитете обороны НКР. В 1993 году был переведен в новосозданное Министерство иностранных дел, где занимал различные руководящие должности, с 2001 по 2007 год был заместителем министра иностранных дел НКР.

В 2004 – 2007 гг. участвовал в работе межведомственной комиссии по проблемам информационной безопасности Совета безопасности НКР.

В 2007 году был кандидатом в президенты НКР.

В 2008 году основал Арцахский общественный совет по внешней политике и политике безопасности – неправительственное партнерство и аналитический центр.

В 2014 – 2017 гг. входил в состав совета директоров фонда Civilitas.

В декабре 2016 года указом президента Республики Арцах Бако Саакяна назначен на должность посла по особым поручениям с присвоением дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла НКР.

25 сентября 2017 года президент Республики Арцах подписал указ о назначении Масиса Маиляна министром иностранных дел.

М. Маилян является автором книги «Карабахский мирный процесс. Взгляд из Арцаха», а также многочисленных статей и аналитических отчетов.

– Г-н Маилян, каковы основные направления работы и задачи МИД республики на ближайшую перспективу?

– Основным направлением деятельности МИД Республики Арцах, как и любой другой страны, является создание благоприятных внешний условий для безопасного развития республики, представление и защита ее интересов на внешнеполитической арене. В рамках данной миссии и в соответствии с поставленными главой государства задачами МИД продолжит прилагать усилия, направленные на международное признание независимости республики, достижение окончательного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта мирным путем, укрепление внешней безопасности, развитие и углубление международных связей, обеспечение внешних благоприятных условий для стабильного экономического развития и привлечения иностранных инвестиций, укрепление сотрудничества с армянской диаспорой за рубежом.

В частности, МИД продолжит последовательные усилия, направленные на развитие положительных тенденций последних лет по международному признанию Арцаха. На сегодня законодательные органы восьми американских штатов, одного австралийского штата, а также Страны Басков (Испания) приняли резолюции в поддержку права народа Арцаха на самоопределение.

Особое место в нашей внешнеполитической деятельности занимает интеграция республики в международные процессы с целью укрепления сотрудничества в политической, экономической, культурной сферах. Будем и далее содействовать установлению и развитию децентрализованного сотрудничества между городами Арцаха и различных зарубежных стран. В этом направлении также есть определенные успехи: 16 городов США, Франции, Страны Басков (Испания), Бразилии уже установили дружественные отношения с различными городами Арцаха. В 2015 году в рамках визита во Францию делегации НКР во главе с президентом Бако Саакяном была подписана декларация о дружбе между департаментом Дром (регион Рона-Альпы, Франция) и Арцахом.

Будут предприняты шаги не только по углублению уже существующих международных связей Арцаха, но и расширению географии сотрудничества.

Эффективное выполнение внешнеполитических задач зависит и от успешной информационной политики. Безусловно, одну из ключевых ролей в донесении до международного сообщества объективной информации об арцахских реалиях играет внешнеполитическое ведомство республики. Мы и далее продолжим активную деятельность в данном направлении как с уже имеющимися ресурсами, так и с привлечением новых. Будем еще активнее противодействовать политике официального Баку по изоляции Арцаха. Иными словами, предпримем все для придания нового качества процессам признания нашей республики, ее узнавания во внешнем мире, установления и углубления сотрудничества с разными странами и их субъектами.

Хотел бы особо подчеркнуть развитие связей с армянской диаспорой. Мы высоко ценим поддержку, которую оказывают наши соотечественники, живущие за рубежом. Арцах со своей стороны готов внести свой посильный вклад в сохранение национальной идентичности в армянских общинах разных стран.

В вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта наша позиция остается неизменной: его окончательное разрешение может быть достигнуто исключительно мирным путем, на основе реализованного народом Арцаха права на самоопределение. В 2018 году усилия будут в первую очередь направлены на реализацию договоренностей о расширении офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, что должно также предусматривать повышение мониторинговых возможностей офиса. В этом контексте считаем крайне важным практическое применение соглашения от 6 февраля 1995 года об укреплении режима прекращения огня, а также имплементацию и других миротворческих инициатив, в частности согласованного еще в 2011 году предложения по механизмам расследования инцидентов.

– С какими сложностями сопряжена работа внешнеполитического ведомства не признанного на международном уровне государства? Есть ли позитивные моменты?

– Дипломатия непризнанных государств в целом соответствует общепринятой мировой практике и устоявшимся традициям, обладая при этом рядом специфических особенностей.

Считаю, что в силу временной непризнанности Арцаха мы можем иногда выходить за рамки классических схем и проявлять креативный подход в реализации поставленных перед нами задач.

В функциональном отношении перед внешней политикой и дипломатией Республики Арцах как непризнанного государства стоит ряд ключевых задач, главная из которых – достижение международного признания государственной независимости. С этой целью предпринимаем последовательные меры для объединения усилий официальной, парламентской и народной дипломатии по достижению международного признания Арцаха.

Мы последовательно развиваем связи с представителями парламентов, политических партий, общественных организаций, деятелями науки и культуры, деловыми кругами и лоббистскими центрами зарубежных стран, международными неправительственными организациями. Стараемся широко использовать новые информационные технологии.

Республика Арцах старается осуществлять сбалансированную, многовекторную внешнеполитическую стратегию, нацеленную на формирование устойчивого политико-экономического диалога с основными центрами современного мира, развитие отношений с которыми рассматривается как один из важнейших инструментов для обеспечения безопасности страны. Независимость и безопасность являются для нас базовыми принципами государственного строительства, а их обеспечение во многом определяется динамикой и масштабами деятельности государства, в том числе не признанного на международной арене.

– Готов ли Степанакерт к прямым двусторонним переговорам с Баку и есть ли, на Ваш взгляд, объективные предпосылки для такого диалога?

– Руководство Республики Арцах считает переговоры с прямым участием в них Степанакерта и Баку не только возможным, но и наиболее приемлемым форматом для поиска всеобъемлющего решения азербайджано-карабахского конфликта. В то же время необходимо отметить, что, говоря о прямом диалоге между Степанакертом и Баку, мы не подразумеваем создание нового или же параллельного переговорного формата. Напротив, мы настаиваем на необходимости восстановления полноформатных переговоров Арцах-Азербайджан-Армения, закрепленных в итоговом документе Будапештского саммита СБСЕ/ОБСЕ 1994 года, в котором содержится призыв к трем сторонам, подписавшим соглашение о прекращении огня, «начать более интенсивные переговоры по вопросам существа, включая прямые контакты».

Возобновление трехсторонних переговоров – это не наша прихоть, а требование логики урегулирования конфликта, которая предусматривает вовлечение всех сторон в обсуждение путей достижения окончательного мира. Таким образом, каждая из конфликтующих сторон берет на себя свою долю ответственности за поддержание региональной стабильности и судьбу региона в целом. Полноценное участие Арцаха во всех этапах переговоров важно в том числе с точки зрения разделения ответственности за результаты мирного процесса.

Переговоры с прямым участием в них Степанакерта и Баку доказали свою эффективность: в 1993 году, в период активных боевых действий, в результате прямых контактов между Арцахом и Азербайджаном было достигнуто около 10 договоренностей о заключении перемирий и их продлении, которые проложили путь к заключению тремя сторонами – Арцахом, Азербайджаном и Арменией – соглашения о бессрочном прекращении огня в мае 1994 года и его укреплении в феврале 1995 года.

О необходимости возобновления полноценного участия карабахской стороны в переговорах неоднократно высказывались и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Международные посредники прекрасно понимают, что без подключения официальных представителей НКР в переговорный процесс невозможно окончательное решение конфликта. Оно и понятно, ведь важнейшим условием эффективности процесса урегулирования конфликта являются совместные усилия сторон в рамках переговорного процесса.

Однако власти Азербайджана отказываются как от прямого диалога с руководством Арцаха, так и от трехсторонних переговоров, пытаясь исказить суть конфликта и представить его в глазах международного сообщества как территориальный спор между Азербайджаном и Арменией, что неизбежно сказывается на эффективности переговорного процесса.

– Что мешает восстановлению полноценного переговорного формата с равноправным участием Республики Арцах?

– При всей важности полноценного переговорного формата не менее актуально наличие политической воли. Нежелание Азербайджана вести переговоры с прямым участием Арцаха мы расцениваем как отсутствие у руководства Азербайджана искренней заинтересованности в достижении окончательного урегулирования конфликта. Препятствуя возобновлению полноформатных переговоров с прямым и полноценным участием Степанакерта, отказываясь от реализации миротворческих инициатив по укреплению режима прекращения огня, проводя последовательную политику по эскалации конфликта, азербайджанские власти целенаправленно затягивают установление прочного мира в регионе.

Вместо возобновления прямого и открытого диалога власти Азербайджана прибегают к различным манипуляциям и уловкам, обусловленным нежеланием признавать реализованное народом Арцаха право на самоопределение в качестве основы для достижения окончательного и прочного мира.

В этих условиях единственной альтернативой является международное признание независимости Арцаха. Этот шаг придаст новый импульс переговорам и станет важным фактором в обеспечении необратимости мирного процесса, укреплении безопасности и стабильности в регионе.

Мы продолжим прилагать последовательные шаги для развития и укрепления арцахской государственности, основанной на демократических принципах и ценностях. Сегодня Арцах является важным фактором в региональной архитектуре. Своей ответственной политикой наша республика стремится к установлению окончательного и прочного мира на Южном Кавказе. Скорейшее признание данного факта позволит достичь реального прогресса в процессе мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

– В текущем году республика отмечает 30-летие Карабахского освободительного движения. Каковы главные итоги этого периода?

– За эти 30 лет нам удалось построить крепкую государственность и полноценное гражданское общество, развить демократические институты, создать мощную армию, обеспечивающую надежную защиту рубежей родины и безопасность народа. Главное – народ твердо и бесповоротно уверовал в правильность избранного пути. Пройденный независимым Арцахом путь является ярким доказательством того, что нельзя ограничивать народ в его стремлении самому решать свою судьбу и собственное будущее на основе его неотъемлемого права на свободу и самоопределение.

В своем выступлении на состоявшемся в связи с юбилеем многолюдном митинге на центральной площади Возрождения в Степанакерте президент Республики Арцах Бако Саакян отметил, что 1988 год стал переломным в истории армянского народа, назвав общенациональный порыв тех дней «вызовом тирании, гонениям, нарушениям прав человека, всем тем ужасам, которые пришлось пережить нашему народу в ходе своей многовековой истории». Вместе с тем глава государства подчеркнул, что «дух и завет 1988 года продолжают спустя тридцать лет оставаться одним из краеугольных камней нашей государственности… и нет возврата в прошлое».

Сегодня наша задача – укреплять, совершенствовать и приумножать достижения. А международное признание Арцаха не только будет способствовать полноценному обеспечению наших граждан основополагающими правами и свободами, но и пойдет во благо безопасности, стабильности и процветания региона в целом.

– Спасибо за исчерпывающие ответы. От имени газеты желаю Вам новых успехов на ответственном посту.

Ашот Бегларян, Степанакерт

http://noev-kovcheg.ru/mag/2018-03/6099.html

№3 (302) март 2018 г.