Основной областью взаимоотношений России и Турции является Ближний Восток, в частности, Сирия и регион Черного моря. Однако анализ более широкой картины отношений двух государств дает понимание региональных последствий этих отношений для Южного Кавказа – Азербайджана, Армении и Грузии. Москва традиционно воспринимает регион как законную сферу своих особых интересов, прилагая усилия по пресечению роста влияния других игроков. Турция, в свою очередь, имеет стратегический альянс с Азербайджаном и рассматривает регион как мост в Центральную Азию и как важный путь транзита энергоресурсов из Каспийского региона в Европу.
Сирийский кризис поставил Россию и Турцию по разные стороны баррикад. Турция была одним из ключевых членов коалиции против Асада, Россия же поддерживала сирийского президента. Но растущая роль курдского фактора в Сирии изменила турецкие расчеты. Первоочередной задачей Турции в Сирии в настоящее время является не смена режима, а предотвращение создания еще одного автономного района курдов вдоль ее границ. Принимая во внимание поддержку сирийских курдов со стороны США, Турции пришлось пойти на договоренности с Россией, чтобы защитить свои жизненно важные национальные интересы в Сирии. Хотя сохраняют стратегические разногласия между Москвой и Анкарой в Сирии сохраняются, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе Турции придется полагаться на Россию.
С 2014 года Черное море является одним из самых горячих спорных вопросов между Россией и НАТО. Турция, как самое сильное прибрежное государство НАТО у Черного моря, играет особую роль в усилиях Альянса по сдерживанию растущего российского военного влияния. В этой ситуации Анкара пытается соблюдать хрупкий баланс между своими обязательствами в качестве члена НАТО и развивающимся партнерством с Россией. Определенно, она не будет ставить под угрозу свою позицию в качестве союзника НАТО. Вместе с тем, играя роль верного союзника НАТО в регионе, страна не желает рисковать и заново восстановленными отношениями с Россией. В этой деликатной ситуации Анкара будет использовать предварительное соглашение о покупке двух батарей российских систем противоракетной обороны S-400 до конца 2018 года и последующем производстве еще двух в Турции как рычаг в отношениях с НАТО и как дополнительный инструмент для расширения масштабов сотрудничества с Россией.
Другим ключевым фактором отношений между Россией и Турцией является энергетическое сотрудничество. Турция − третий по величине покупатель российского природного газа в Европе. В декабре 2014 года был запущен проект газопровода «Турецкий поток», который предусматривает поставку в Турцию примерно 31,5 млрд куб. м газа ежегодно двумя подводными трубопроводами через Черное море. Первый трубопровод будет служить потребностям турецкого рынка, а второй, с годовой мощностью 15,75 млрд куб. м, будет поставлять российский газ через Турцию на европейские рынки. Строительство «Турецкого потока» началось в мае 2017 года, завершение планируется в конце 2019-го.
Российские и турецкие интересы, как общие, так и собственные, оказывают влияние на страны Южного Кавказа. Основным рычагом влияния Кремля в регионе является стратегический альянс с Арменией, которая находится под контролем России и входит в состав российских военных (ОДКБ) и экономических (Евразийский экономический союз) организаций. Россия эффективно использует нагорнокарабахский конфликт и закрытую границу между Арменией и Турцией, чтобы усилить контроль над Ереваном и сорвать любые усилия Армении по развитию стратегических отношений с ЕС или НАТО. Отказ Турции ратифицировать армяно-турецкие протоколы 2009 года и открыть границу с Арменией только усиливает влияние России в республике.
Нагорнокарабахский конфликт также является ключевым фактором в отношениях между Россией и Азербайджаном. В последние годы Россия активно предоставляет Азербайджану современное наступательное оружие, которое Азербайджан использует как основной инструмент в попытках изменить баланс сил с Арменией. Принимая во внимание уровень влияния России на Армению, Москва демонстрирует Азербайджану, что ключ к решению карабахского конфликта находится в ее руках, пытаясь заманить Азербайджан в зону своего влияния.
В свою очередь Турция использует стратегический альянс с Азербайджаном для укрепления своих позиций в регионе и в переговорах с Россией заявляет о способности влиять на геополитическую ситуацию на Кавказе.
Что касается Грузии, целью России является эффективное разрушение любого потенциала для ее евроатлантической интеграции, ее мягкое влияние на Тбилиси подкрепляется активизацией экономического сотрудничества. Для Анкары же Грузия – это в основном страна для транзита трубопроводов и железных дорог между Азербайджаном и Турцией.
Между тем важной задачей для всех трех признанных на международном уровне республик Южного Кавказа является государственная модернизация и эффективное проведение политических и экономических реформ. Уже 26 лет, с момента обретения независимости, все они, хотя и на разных уровнях, борются с отсутствием надлежащего госуправления, с массовой коррупцией и за соблюдение верховенства права.
В этих вопросах ни Россия, ни Турция помочь не способны, более того, они заинтересованы в сохранении статуса-кво, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, чтобы удерживать свои позиции в регионе. Любые либеральные реформы Кремль рассматривает как усиление влияния Запада, что в конечном итоге может привести к власти прозападные силы, а государства с эффективным государственным аппаратом хуже поддаются давлению и манипуляциям. Турция сама сталкивается с множеством внутренних и внешних проблем и не в состоянии предложить помощь в государственном строительстве ни одному из южнокавказских государств.
Единственный вариант для южнокавказских государств изменить статус-кво – начать масштабные внутренние реформы в сотрудничестве с Европейским союзом. Европа уже имеет опыт поддержки государств во время перехода к демократии, к тому же сотрудничество с ЕС воспринимается Россией не так враждебно, как отношения с НАТО и США.
Первоочередной задачей для Армении является подписание ею нового всеобъемлющего соглашения с ЕС на предстоящем Брюссельском саммите Восточного партнерства, исключая повторение сценария 2013 года. Поскольку Армения – член Евразийского экономического союза, еще одним вариантом для расширения сотрудничества с Евросоюзом является приглашение европейских компаний инвестировать в Армению и экспортировать продукты по нулевой ставке в Россию и другие государства – члены ЕЭС.
Грузии следует продолжать развивать экономические отношения с Россией, тем самым уравновешивая растущее влияние Турции, и в то же время использовать свое стратегическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном для укрепления своего статуса транзитного государства по транспортному коридору Восток-Запад. Новый проект транспортного коридора Персидский залив – Черное море по маршруту Иран – Армения – Грузия – Болгария – Греция может быть выгоден как Армении, так и Грузии, что уменьшит их зависимость от России и Турции соответственно и создаст альтернативный путь для экспорта индийской и китайской продукции в Европу.
Хотя Азербайджан начал переговоры о подписании нового соглашения о партнерстве с ЕС, укреплению связей с Брюсселем препятствует ухудшение ситуации в области защиты прав человека и демократии. Резкое снижение цен на нефть оказывает давление на экономику Азербайджана, из-за чего необходимость существенных реформ становится еще более актуальной. Главная задача для Азербайджана – начать структурные реформы, чтобы уменьшить зависимость от цены на нефть в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вторая задача – улучшить ситуацию в стране в области защиты прав человека и демократии, чтобы иметь возможность приблизиться к евроатлантическим институтам.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе Турция не будет активно противодействовать России в странах Южного Кавказа и попытается балансировать свое влияние в Азербайджане и Грузии с растущими амбициями России. Москва будет и впредь полагаться на Армению как на главную точку своего влияния в регионе, используя нагорнокарабахский конфликт и отсутствие отношений между Арменией и Турцией, чтобы помешать любому потенциальному увеличению роли Турции в регионе, а также в качестве эффективного рычага влияния на Азербайджан. Политические изменения для южнокавказских государств станут возможными только тогда, когда власти начнут масштабные внутренние реформы при поддержке Европейского союза.
Бениамин Погосян
Ереван
Бениамин Погосян (Benyamin Poghosyan) окончил Ереванский государственный университет, доктор философии по истории, исполнительный директор Ассоциации политической науки Армении.
Источник – http://www.ipg-journal.io/regiony/evropa/statja/show/khrupkii-balans-319/