В непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) обсуждается проект новой конституции, которая предусматривает ее переименование в Республику Арцах.
Общественное обсуждение проекта конституции планируется завершить до 20 ноября, после чего его вынесут на референдум.
“Это означает, что субъект в конституции меняется. Осуществляется то, о чем мы говорили на протяжении многих лет, что настало время вернуться к нашему историческому, подлинно армянскому названию. И это нашло свое отражение в первой статье проекта новой конституции”, – сказал в интервью местному телевидению председатель комиссии по конституционным реформам, спикер парламента самопровозглашенной НКР Ашот Гулян.
По его словам, новая конституция предусматривает централизованную президентскую форму правления с широкими полномочиями законодательной власти.
По действующей конституции, принятой в 2006 году, нынешняя форма правления в непризнанной республике – полупрезидентская.
Обе конституции допускают использование названия и Нагорный Карабах, и Арцах. В отличие от действующей, в проекте новой конституции первым пунктом записано Республика Арцах.
“Я не вижу принципиальной разницы в этом переименовании. Арцах как название республики используется и в проекте новой, и в действующей конституции. Обе конституции допускают использование обоих названий”, – сказал Би-би-си руководитель аналитического центра “Модус Вивенди” Ара Папян.
По словам координатора фонда армянских исследований “Ани” Татула Акопяна, переименование ничего не меняет: “Как до сих пор оба названия использовались, так и будут использоваться”.
“Возможно, во время наших армянских обсуждений правильнее будет использовать название Арцах. Но какое бы название мы ни дали, в международных структурах Карабах останется Карабахом”, – считает Акопян.
Об изменении конституции НКР заговорили незадолго после начала процесса изменения формы власти в Армении, где в декабре 2015 года состоялся конституционный референдум, по официальным результатам которого большинство граждан одобрили переход к парламентской форме правления.
Кампания по изменению конституции Армении сопровождалась массовыми протестами. Оппозиция обвинила власти в фальсификации результатов и утверждала, что цель изменения конституции – создание условий для продления власти президента Сержа Саргсяна, второй и последний срок которого на этом посту истекает в 2018 году.
Новая конституция дает ему возможность сохранить свою власть в качестве председателя парламента, премьера или руководителя правящей Республиканской партии Армении (РПА).
В мае 2016 года указом президента непризнанной НКР Бако Саакяна была создана специальная комиссия по конституционным реформам, которая должна была разработать и представить президенту проект конституции – для перехода в Карабахе, как и в Армении, к парламентской форме правления.
Однако власти Карабаха изменили свое решение, и комиссия разработала концепцию конституционных реформ, в которой, напротив, обосновывалась необходимость усиления в НКР президентской формы правления.
Официально эта необходимость объяснялась тем, что, хотя “конституция 2006 года доказала свою жизнеспособность и способствовала становлению ряда конституционно-правовых институтов и Нагорно-Карабахской Республики как суверенного, демократического и правового государства”, за это время возникла необходимость “дальнейшего улучшения правовых регулирований конституционных норм”.
Власти непризнанной республики утверждают, что эта необходимость “продиктована новыми реалиями общественной жизни, новыми императивами обеспечения безопасности и прогресса страны и должна способствовать повышению эффективности управления, укреплению суверенитета страны, дальнейшему развитию демократических процессов”.
Власти отмечают, что после так называемой четырехдневной войны в Карабахе, произошедшей в начале апреля 2016 года на линии противостояния азербайджанских и армянских сил и унесшей жизни более двух сотен человек с обеих сторон, стали звучать голоса против парламентской формы правления. Многие считали ее неприемлемой для “фактически находящегося в состоянии войны Карабаха”.
Алексей Манвелян, Ереван, для Русской службы Би-би-си