Армяне возвращают Азербайджану контроль над большей частью захваченных ими азербайджанских территорий вокруг Карабаха

2800

К Нагорному Карабаху подключают челночную дипломатию

Сергей Лавров обсудил в Ереване перспективы урегулирования спора

Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера посетил Ереван, где обсудил с руководством Армении проблему Нагорного Карабаха. До этого, в сентябре, министр совершил аналогичный визит в Азербайджан. О сближении позиций сторон, однако, объявлено не было. На фоне тупика в дипломатическом урегулировании ситуация в зоне противостояния армянских и азербайджанских военных остается напряженной. Собеседники “Ъ” в силовых ведомствах Азербайджана даже предупреждают о возможности начала “широкомасштабного конфликта”. В Ереване же выражают надежду на то, что любые попытки Баку начать активные военные действия “будут немедленно пресечены Россией”. В свою очередь, в Москве пытаются снизить накал страстей, призывая при анализе заявлений азербайджанских политиков “учитывать элемент пиара”.

Сергей Лавров посетил Ереван спустя два месяца после визита в Баку (см. “Ъ” от 2 сентября). В ходе обеих поездок одной из ключевых тем для обсуждения был Нагорный Карабах. На азербайджано-армянской границе по-прежнему периодически происходят перестрелки, а попытки найти дипломатическое решение тянущегося с 1988 года конфликта заканчиваются ничем.

По данным российского источника “Ъ”, близкого к переговорам, один из вариантов мирного плана, который сейчас обсуждается, выглядит так: армяне возвращают Азербайджану контроль над большей частью захваченных ими азербайджанских территорий вокруг Карабаха, но при этом сохраняют Лачинский коридор, обеспечивающий связь с Арменией, и, возможно, еще один. Баку же официально не признает отделения Карабаха, но, согласно плану, обязуется не решать вопрос военным путем. Гарантией этого могло бы послужить размещение в зоне конфликта международных миротворцев (ООН или ОДКБ), а также демилитаризация возвращенных Азербайджану районов.

На официальном уровне, однако, и в Баку, и в Ереване о столь серьезных уступках не говорят, оставаясь на прежних непримиримых позициях. Для Баку максимально возможный компромисс — признание автономного статуса Карабаха в составе Азербайджана и безоговорочное возвращение остальных “оккупированных областей”. В Ереване о каких-либо территориальных уступках говорить отказываются. Дипломатический источник в Армении вчера сказал “Ъ”, что отказ от территорий вокруг Карабаха — это “план Азербайджана, который даже не обсуждается”. Захваченные в 1990-х годах (полностью или частично) семь азербайджанских районов армяне считают “зоной безопасности вокруг Нагорно-Карабахской Республики”.

При этом собеседники “Ъ” в Ереване особо подчеркивают, что любые попытки найти выход из тупика обречены на провал до момента привлечения к переговорам в качестве самостоятельного игрока руководства непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Азербайджан, естественно, такой вариант считает неприемлемым.

На фоне сложившегося тупика, по словам высокопоставленного источника “Ъ” в Баку, весьма велика вероятность того, что напряженность в зоне противостояния армянских и азербайджанских военных в Карабахе в какой-то момент может вылиться в “широкомасштабный конфликт”. “Если не останется иного выхода, мы готовы воевать,— говорит источник “Ъ” в руководстве одного из силовых ведомств Азербайджана.— За последние годы соотношение сил изменилось, и явно не в пользу Армении. Наш военный бюджет больше, чем весь армянский бюджет. Для нашей армии закупаются новейшие вооружения, которых у Еревана нет. Кроме того, в Нахичевани дислоцированы наши ударные части, которые в случае войны могут начать наступление на Ереван”.

Военные действия со стороны Азербайджана против собственно Армении, входящей в ОДКБ, могут иметь непредсказуемые последствия, учитывая, что члены блока связаны соглашением о коллективной обороне. Что касается Нагорного Карабаха, то он в сферу действия договора о коллективной безопасности не входит.

В разговоре с “Ъ” заместитель директора Института Кавказа (Ереван) Сергей Минасян напомнил: “Будучи в союзнических отношениях с Арменией и имея перед ней обязательства по безопасности, Россия тем не менее содействовала Азербайджану, продавая ему оружие на протяжении многих лет”. Вместе с тем он заверил, что “любые малейшие попытки Баку начать активные военные действия будут немедленно пресечены Россией, не заинтересованной в нарушении нынешнего статус-кво”.

Впрочем, российский источник “Ъ”, близкий к Кремлю и занимающийся проблемами Южного Кавказа, призвал при анализе заявлений азербайджанских политиков “учитывать элемент пиара”. “На самом деле они боятся войны и боятся армян. Уж слишком болезненным поражением завершился конфликт в начале 1990-х годов”,— отметил он. Тактика Баку, по словам собеседника “Ъ”, сводится к тому, чтобы при помощи жесткой риторики укрепить свои позиции на переговорах. “Еще одна цель Азербайджана — не допустить того, чтобы все привыкли к замороженному конфликту в Карабахе,— объясняет собеседник “Ъ” в Москве.— Для этого конфликт надо периодически размораживать, чему способствуют непрекращающиеся столкновения в зоне соприкосновения. Тем самым миру посылается сигнал — война по-прежнему идет, пусть и малой интенсивности. О нем нельзя забывать, необходимо искать решение”.

По итогам вчерашней встречи с Сергеем Лавровым его армянский коллега Эдвард Налбандян заявил, что Ереван “высоко ценит усилия России, направленные на урегулирование нагорнокарабахского конфликта исключительно мирными средствами”. “Будем продолжать работать в этом ключе”,— отметил он, не став вдаваться в подробности. При этом оба министра высказались против переноса обсуждения вопроса карабахского урегулирования на какие-либо международные площадки помимо минской группы ОБСЕ. Речь шла о Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), на заседании комитета по политическим вопросам которой 4 ноября был принят доклад о Карабахе. Документ с призывом к “выводу армянских вооруженных сил из Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана, а также установлению полного суверенитета Азербайджана на этих землях” теперь будет вынесен на обсуждение делегатов январской сессии ПАСЕ. 

Максим Юсин, Павел Тарасенко, Ольга Кузнецова; Лусине Ваграмян, Ереван  http://kommersant.ru/doc/2850300